®®®®®®®®®®®®
«•••ª‹º‹¹‹²‹³‹½
¾……………¼«æ«@‹‹‹••• free access all •••›››@»æ»¼…………¾›½›³›²›¹›
º›ª•••»
 
 
   СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬ ДОСТУПА  iP-hd ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ       

                                 

ВИДЕО-КИНО-МУЗЫКА
      НОВОСТИ               ВАШ СПУТНИК ТВ-ВИДЕО                ФОРУМ       ВИДЕО-КАМЕРЫ МОСКВЫ

ВИДЕОДОМОФОНЫ Commax Kocom • ВИДЕОРЕГИСТРАТОРЫ infinity Rvi la/pro 4/16k • ip ВИДЕОКАМЕРЫ
МОНТАЖ РЕМОНТ КОНСУЛЬТАЦИЯ
 • iP ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ СИГНАЛ-ТРЕВОГА  ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СЕТИ


Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

~СПУТНИК-ТВ-ВИДЕО~
~SAT ТВ ВИДЕО HD~
Спутниковое телевидение в России и мире. Развитие. [20]
Телекоммуникации [7]
Кабельное телевидение [2]
ЭФИРНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОСТАНКИНО. [1]
Цифровое телевидение. [2]
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ЭФИРНОГО ТЕВИДЕНИЯ [15]
Зарубежные телевизионные операторы поставщики тв-sat сигнала. [8]
ГИБДД видео-контроль. [2]
Системы спутниковой навигации. [4]
ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ. [7]
IP видеонаблюдение [1]
Борьба с пиратством. Спутниковое ТВ. [8]
Мои статьи [0]
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ [3]
• Облако тегов "Tegi" •

Каталог статей

Главная » Статьи » Борьба с пиратством. Спутниковое ТВ.

Зарина Хисамова 13.08.2003

"ТВ-плюс" выходит из минуса

Пиратство приносит многомиллионные убытки спутниковому ТВ, но в отрасли оно уже стало признанным способом конкурентной борьбы. Финансовые потери не мешают этой индустрии развиваться динамичнее, чем другие направления мультимедийного бизнеса

Пиратство - проблема номер один для спутникового ТВ. Компании-провайдеры теряют сотни тысяч абонентов и не досчитываются десятков миллионов долларов прибыли. Только французский Canal+ оценил свои убытки от несанкционированного доступа к просмотру в 1,2 млрд долларов. А шведский оператор Viasat после взлома кодировки за год потерял 100 тыс. клиентов - 15% всей абонентской базы. Компании спутникового ТВ спешно обновляют свою защиту от пиратов. Лидер индустрии спутникового телевидения - британский оператор BSkyB - заканчивает внедрение новой системы кодировки телесигнала. Европейские провайдеры в большинстве своем или обновили систему защиты недавно, или планируют сделать это в ближайшем будущем.

Не обошли пираты стороной и Россию. Кодировка российского спутникового оператора НТВ-Плюс была взломана в 2001 году. Через год рынок России и стран СНГ наводнили миллионы дешевых контрафактных карт, которые позволяли смотреть каналы провайдера без абонентской платы. В июне 2003 года компания заменила смарт-карты своим подписчикам. Только за один месяц вещания НТВ-Плюс в новой кодировке Viaccess PC 2.4 на его услуги подписалось 30 тыс. человек, в шесть раз больше, чем при старой системе (с уже взломанной картой). Нетрудно догадаться, что прирост абонентов произошел за счет тех, кто раньше пользовался "серыми" картами.

Черная метка

Спутниковое телевидение изначально было негосударственным и коммерческим, практически единственный источник его дохода - плата подписчиков. С первых дней существования этого ТВ остро встал вопрос, как защититься от несанкционированного просмотра. Операторы стали кодировать свой телесигнал. Изначально ключ к алгоритму шифрования содержался в самих приемниках абонентов, однако вскоре стало понятно, что при каждом взломе системы декодеры пришлось бы менять - слишком дорогое удовольствие и для абонента, и для компании. Со временем самой удобной была признана технология с использованием смарт-карт - ключ к алгоритму помещается в небольшую пластиковую карточку с микросхемой, которая вставляется в приемник.

Кодировки телесигнала операторы обычно приобретали у признанных разработчиков систем защиты, но порой через несколько месяцев после ввода кодировки в обращение она с видимой легкостью вскрывалась. Зачастую едва ли не одномоментно с появлением новых смарт-карт оператора на рынке появлялись и миллионы контрафактных. Так что с пиратами спутниковое ТВ столкнулось практически сразу после своего рождения.

Сейчас негласно признано, что грандиозный расцвет пиратства тайно подпитывают сами же разработчики кодировок, оно стало одним из средств конкурентной борьбы. "Как правило, простым хакерам-одиночкам взлом кодировки, разработанной серьезным производителем, не под силу. Для этого нужны высококлассные специалисты, время и лаборатории с новейшим дорогим оборудованием, а значит, миллионные инвестиции", - сказали "Эксперту" специалисты французской телекоммуникационной компании Viaccess. В той или иной форме, по мнению многих экспертов, вскрытием программ и оборудования конкурентов занимаются на рынке практически все серьезные игроки, и цель у всех одна - дискредитировать продукцию других производителей. Во многих случаях у компании, разрабатывающей системы безопасности, и у спутниковой платформы - один хозяин, и если будет взломана та кодировка, которую он производит, то он потеряет не только заказчиков систем защиты, но и миллионы абонентов своего платного ТВ.


Негласно признано, что грандиозный расцвет пиратства тайно подпитывают сами же разработчики кодировок. В той или иной форме, считают эксперты, вскрытием программ конкурентов занимаются практически все серьезные игроки рынка

Подтверждает причастность к пиратству самих разработчиков кодировок и единственный на сегодня в истории платного ТВ открытый конфликт между разработчиками кодировок. В прошлом году европейская компания Canal Plus Group подала в суд на британскую NDS Group за то, что она-де "затратила большие деньги и ресурсы" на взлом системы MediaGuard, защищавшую платный Canal+, и разместила "ключи" в Интернете. В исковом заявлении Canal Plus Group оценила нанесенные убытки в 1,2 млрд долларов. Если учесть, что Canal Plus Group является телевизионным подразделением франко-американской медиакорпорации Vivendi Universal, а компания NDS на 80% принадлежит Sky Global Networks, то есть News Corporation - медиаимперии Руперта Мердока, то можно говорить о глобальном характере скандала.

Интересно заметить: первое, что сделала в ответ NDS, - заявила о своем намерении подать встречный иск на Canal+, ведь ее подразделение, по словам представителей NDS, тоже занималось вскрытием чужих смарт-карт. Информационная война, развернувшаяся вокруг судебного процесса, напоминала сюжет шпионского романа: тут были и двойные агенты-хакеры, которые одновременно помогали конкурирующим компаниям вскрывать кодировки друг друга, и топ-менеджеры, тайно финансирующие хакерские сайты и при этом состоящие в противопиратских ассоциациях, и исчезновения людей, которые слишком много знали. Однако вскоре судебное разбирательство, которое могло бы пролить свет на этот скрытый сектор индустрии, было прекращено - заключая крупную сделку с Vivendi (по покупке итальянского провайдера Telepiu), News Corporation выдвинула одним из условий отказ от преследования NDS Group.

"Вообще корень пиратства кроется в самом технологическом решении спутникового телевидения, - сказал 'Эксперту' директор департамента по безопасности французского оператора Television Par Satellite (TPS) Оливье Сегбо. - Невозможно сделать так, чтобы сигнал со спутника попадал строго на территорию определенной страны. Если сигнал принимается в другой стране, то для того, чтобы зарабатывать на этом деньги, нужно иметь сеть распространения и маркетинг. В противном случае обязательно появится кто-то, кто продаст твой сигнал за тебя, и, естественно, не будет с тобой делиться. Это плодородная почва для пиратства". Правоту г-на Сегбо подтверждает опыт НТВ-Плюс: до внедрения новой кодировки страны СНГ принимали сигнал российского оператора, но не охватывались его розничной сетью, чем вполне успешно пользовались продавцы контрафактных карт.

Разделять и менять

Так как инвестиционная привлекательность взлома прямо пропорциональна степени распространенности кодировки, операторы стремятся сокращать область использования каждой системы защиты. "Если раньше одна и та же кодировка использовалась на нескольких платформах в разных странах, то теперь мы стараемся избегать этого. У каждого национального оператора должна быть своя защита", - говорит Оливье Сегбо. И лучше не одна. Внутри каждой сети используются две или несколько систем защиты: если одна из них взломана, то в течение короткого времени все абоненты переводятся на вторую. Именно такой схемой защиты пользуется французский TPS.

Чтобы противостоять взломам, разработчики стремятся сделать алгоритм шифрования максимально гибким - настолько, что он едва ли не индивидуализируется под каждого конкретного абонента. А чем он уникальнее, тем взлом сложнее и бессмысленнее. Уже сейчас в чип карточки вшивается несколько разных способов кодирования - N1, N2 и т. д. Реально используется только один. Если код N1 взломан, то оператор без замены карточек начинает отправлять сигнал, например, на схему N3, карточка его понимает и продолжает функционировать. Естественно, что все коды существенно отличаются друг от друга, так что взлом одного не влечет взлома другого. А еще оператор может одним абонентам посылать сигнал на кодировку N3, а другим - на N5. Такое разнообразие существенно осложняет жизнь пиратам. В принципе, считают специалисты, изыскания разработчиков когда-нибудь приведут к тому, что у каждой карточки будет свой алгоритм. Но пока это только идея.

"Создать систему, которая защитит от пиратов раз и навсегда, невозможно, - сказал 'Эксперту' президент Viaccess Жан-Пьер Кустель, - любая кодировка рано или поздно будет взломана. Борьба с пиратами - это постоянная гонка технологий. Мы должны сохранять скорость разработок таким образом, чтобы к тому времени, как предыдущий шифр станет прозрачным для пиратов, мы могли предоставить клиентам новый".

Обезопасить себя от финансовых потерь, которые приносят пираты, можно не только техническими новинками, но и грамотными бизнес-решениями. "Покупая новую систему защиты, мы подстраховались контрактом с разработчиком, - рассказывает первый заместитель генерального директора НТВ-Плюс Владимир Румянцев. - Каждые двенадцать месяцев у него появляется новая кодировка. Если та система безопасности, которую мы недавно приобрели, будет взломана в течение четырех лет, разработчик на льготных условиях в течение трех месяцев проведет замену смарт-карт на новые. От академического вскрытия кодировки до появления дешевой карточки-клона проходит около полугода. Таким образом, мы внедрим новую защиту до того, как на рынке появится контрафактная продукция, причем финансовый риск, связанный со взломом, ложится в основном на плечи компании, продавшей нам эту систему".

Доходы операторов спутникового ТВ будут динамично расти по крайней мере до 2010 г.
(открывается в новом окне)

А вот бороться с пиратами юридическими методами сегодня, оказывается, попросту неэффективно: преимущества глобализации те освоили хорошо, а мировое законодательство пока адекватного ответа дать не может. К примеру, юристы компании Viaccess пытаются через суды закрывать сайты, выкладывающие ключи взломанных кодировок или дающие возможность скачать фильмы, идущие через "спутник". "Во многих странах до сих пор нет законов против телепиратов, - сказал 'Эксперту' вице-президент по юридическим вопросам Viaccess Кристин Мори-Пани. - Сегодня мы закроем сайт в Европе, а завтра появятся три в Африке, и мы ничего не сможем с ними сделать. В борьбе с пиратством нужна унификация законодательства во всем мире. Объединяясь в ассоциации, мы пытаемся лоббировать ужесточение законов тех стран, в которых пираты себя чувствуют очень свободно. Ситуация постепенно улучшается. Так, совсем недавно законы Скандинавии были вполне лояльны пиратам, а сегодня сурово карают их".

В России ситуация с нелегальным просмотром более сложная, чем в большинстве европейских стран. "После внедрения новой системы кодировки индивидуальное пиратство в России стало невозможным, но осталось пиратство небольших кабельных сетей, которые охватывают, допустим, один городской квартал, - говорит Владимир Румянцев. - Во многих странах есть отработанная технология сотрудничества спутниковых и кабельных сетей. Например, в Великобритании спутниковый оператор BSkyB, который имеет права на самые интересные спортивные трансляции и хорошие фильмы, продает свои телепакеты через крупные кабельные сети NTL и Telewest. Нам был бы очень интересен такой вариант. Но пока в России он, к сожалению, невозможен - у нас еще нет крупных кабельных операторов, которые могли бы четко подсчитывать своих абонентов и тем самым гарантировать нам соблюдение наших интересов".

Индивидуальный подход

Даже несмотря на многомиллионные убытки, которые терпит спутниковое телевидение из-за пиратства, индустрия развивается очень динамично - быстрее других мультимедийных отраслей. К примеру, за 2001 год суммарный доход всех операторов увеличился на 3,3 млрд долларов и составил 25,5 млрд, а общее число подписчиков достигло 52,6 млн - это на 7 млн больше, чем в 2000 году. На 2003 год прогнозируется увеличение суммарных доходов до 35 млрд долларов. Причем рынок растет даже в развитых странах Западной Европы и Северной Америки.

Сейчас общая тенденция развития для всей отрасли - увеличение количества каналов за счет появления все более узкоспециализированного, нишевого ТВ. Абоненту предлагается не только обычный спортивный канал, но и, допустим, канал, посвященный автомотоспорту, не только общий детский, но и отдельно для дошколят, младших школьников и подростков. Соответственно растет цена за базовый пакет услуг оператора - для отрасли характерно повышение абонентской платы на 5-10% ежегодно. По величине среднего счета подписчика сейчас лидирует BSkyB - 40 фунтов, или 62 доллара, в России у НТВ-Плюс - 27 долларов. При этом операторы стараются снижать цену оборудования или делать ее как можно менее ощутимой: исследования показали, что основной сдерживающий фактор для потенциального покупателя - не несколько десятков долларов ежемесячной платы, а несколько сотен на входе. Поэтому операторы все более широко применяют различные схемы кредитования и аренды оборудования.

Другая тенденция спутникового ТВ - внедрение новых технологических "примочек", которые вносят разнообразие в предложение компании, помогают удерживать старых и привлекать новых клиентов. Это, например, так называемое интерактивное телевидение, с помощью которого можно принимать участие в голосовании во время ток-шоу, выбирать камеру и иногда комментатора во время спортивных трансляций, делать ставки на скачках, совершать покупки, проверять свой банковский счет, отправлять СМС-сообщения. Интерактивное ТВ становится все более популярным и начинает приносить неплохие доходы. Или технология Pay-per-view - "плата за каждый просмотр", воспользовавшись которой абонент может заказать определенную передачу в удобное для себя время. Пока эта услуга пользуется не очень большим спросом - к примеру, абонент французской TPS в среднем выбирает один просмотр ежемесячно, однако операторы уверены, что рано или поздно она наберет обороты. Пока две основные позиции, которые наиболее часто просматриваются при использовании Pay-per-view, - это футбол и эротика.

Большие надежды операторы возлагают на спутниковый Интернет. Сейчас походы по Всемирной паутине через космос сдерживает технология, которая позволяет принимать сигнал, приходящий со спутника, с огромной скоростью, но отправляет довольно медленно. Когда этот недостаток будет исправлен, спутниковый Интернет, возможно, станет существенным источником дохода для операторов. А пока в отличие от кабельщиков, которые зарабатывают сразу на трех услугах - телефонии, Интернете и ТВ, спутниковые провайдеры делать деньги на побочных видах бизнеса не могут.


Создать систему, которая защитит от пиратов раз и навсегда, невозможно, любая кодировка рано или поздно будет взломана. Борьба с пиратством - это постоянная гонка технологий

Не отказываются операторы и от такого испытанного способа наращивания своих доходов, как привлечение новых клиентов, правда, в этой отрасли он называется "глубина проникновения в население". Пока с этой задачей провайдеры справляются довольно успешно. Они прогнозируют дальнейший рост даже в развитых странах, куда "спутник" проник и так довольно глубоко - например, в Великобритании, где BSkyB смотрят 30% всех домохозяйств (в России - меньше 0,5%). В Азиатско-Тихоокеанском регионе, говорят специалисты, рост числа абонентов будет происходить за счет людей, которые вообще не пользовались услугами платного ТВ. А вот в Европе придется отвоевывать территории у "кабеля". Труднее всего спутниковому ТВ будет в Германии и странах Бенилюкса - Голландии, Бельгии, Люксембурге, где кабельные сети позволяют предоставлять услуги очень высокого качества, сопоставимого с тем, что дает спутниковое ТВ.

На пути к прибыли

Точки безубыточности спутниковые операторы достигают довольно долго - пять-семь лет. Для очень большой части операторов этот срок подходит как раз в 2003 году. Исследования показывают, что суммарные операционные убытки компаний, которые в 2000 году составляли 2,6 млрд долларов, к концу нынешнего года достигнут нуля, и отрасль выйдет в плюс. Похоже, эти прогнозы небеспочвенны, компании большое внимание уделяют оптимизации расходов. Так, технология статистического мультиплексирования, которую начинают использовать операторы, позволяет сжимать информацию и передавать на один транспондер больше каналов. Это, в свою очередь, дает возможность сократить количество арендуемых передатчиков на спутнике, то есть одну из самых больших статей расхода провайдеров. Специфика спутникового ТВ в том, что статей расходов в этом бизнесе немного, но каждая из них тянет на миллионы долларов, так что сокращение хотя бы одной - реальный путь к прибыльности.

"Спутниковые компании довольно долго выходят на прибыльность, зато потом демонстрируют очень хороший рост и высокие доходы, - говорит Владимир Румянцев. - Когда News Corporation покупала итальянского оператора Telepiu, компания теряла по нескольку миллионов в неделю. Годовой убыток превышал сто миллионов. И все же бизнес был оценен в миллиард долларов. Значит, рынок готов уже после завершения интернет-бума платить большие деньги за компанию, которая не вышла даже на операционную прибыль. Это показывает, как высоко финансовый сектор оценивает перспективы спутникового телевидения".

Одна страна - один спутник

Во второй половине XX века в США, а позже и в Западной Европе стало очень ясно ощущаться, что эфирное телевидение, ориентированное на некий усредненный вкус, не в состоянии удовлетворить наиболее образованную и социально активную часть населения. Ей нужно было качественно новое ТВ, которое отвечало бы индивидуальным интересам в сфере спорта, кино, истории, моды, стиля, биологии и проч., предоставляло бы максимальное количество источников информации и высокое качество звука и изображения.

В Америке 60-70-х годов ответом на этот спрос сначала стало кабельное телевидение. В Европе платное ТВ стало развиваться позже, в начале 80-х, когда уже появилось новое технологическое решение - передача сигнала из космоса прямо на индивидуальную антенну абонента. Первым оператором спутникового ТВ стала британская компания Sky (нынешняя BSkyB), через год во Франции появился Canal Satellite - обе тогда вещали в аналоговом формате. Спустя еще пару лет на Ближнем Востоке начала работать первая цифровая спутниковая платформа Orbit. Во многом благодаря "цифре" и стало возможным широкое распространение спутникового ТВ - она позволила значительно удешевить вещание из космоса (канал, по которому передается один аналоговый информационный поток, может выдержать двенадцать цифровых без потери качества).

Каждый год количество подписчиков спутникового ТВ увеличивается на 6-10 миллионов
(открывается в новом окне)

В 1997 году начался бурный рост отрасли: если до этого в мире существовало только шесть операторов, то с 1997-го по 2001 год их количество выросло до 54. Спутниковое телевидение предложило своим подписчикам возможность просматривать национальные эфирные каналы в лучшем качестве изображения, кроме того, оно ретранслировало зарубежные каналы с переводом и в оригинале. Но настоящими локомотивами развития спутникового ТВ стали специализированные каналы спорта и кино, которые операторы "собирали" сами, покупая права на трансляции самых интересных спортивных событий и свежих качественных фильмов. И по сей день кино и спорт занимают первые две строчки в рейтинге зрительского интереса и, соответственно, в списках инвестиционных программ операторов. Третью - информационные каналы, детские - четвертую. За ними следуют различные музыкальные, тематические, развлекательные, эротические каналы.

Услуги "спутника" быстро завоевывали популярность во всем мире: ежегодно количество подписчиков увеличивалось почти на несколько миллионов человек, причем, как правило, получивших высшее образование, семейных, профессионально успешных, довольно молодых (средний возраст зрителей составлял 25-40 лет, аналогичный показатель эфирного ТВ превышает 50), то есть среднего класса.

После 2001 года число операторов расти перестало и даже несколько сократилось. Объединились две испанские платформы Canal Satellite Digital и Via Digital, начали обсуждать возможность слияния французские Canal Satellite и Television Par Satellite (TPS). А после сделки двух медиакорпораций NewsCorp и Vivendi вместо двух итальянских операторов Stream и Telepiu образовалась Sky Italia. Постепенно стало понятно, что жизнеспособная формула спутникового телевидения - "Одна страна - один оператор". Дело в том, что для выхода на прибыльность компаниям нужно определенное количество абонентов - согласно данным исследований компании Euroconsult, устойчивый рост и прибыльность компании обеспечивают 2,5-3 млн абонентов. Такую аудиторию двум операторам небольшие страны, как показывает эволюция отрасли, обеспечить не могут. Показательный пример - скандинавский рынок, где на четыре страны вещают только два оператора (на четырех языках) - норвежский Canal Digital и шведский Viasat, образованные путем слияния и поглощения других национальных провайдеров. Нет собственных операторов в Ирландии и Шотландии - это территория могущественной BSkyB.

В 1997 году началось бурное развитие спутникового ТВ
(открывается в новом окне)

К тому же у нового игрока на национальном рынке, на котором уже есть платформа, возникают проблемы с правами на показ спорта и кино, которые, как правило, оказываются занятыми "длинными" контрактами. Свою роль играет и высокий барьер входа на рынок: аренда транспондеров, покупка прав на кино и спорт, создание наземной инфраструктуры обходятся операторам в сумму, сильно превышающую 100 млн долларов.

"Кроме того, как ни парадоксально это звучит, монопольный оператор спутникового ТВ в стране - это лучший способ удовлетворить потребительский спрос, - говорит первый заместитель генерального директора НТВ-Плюс Владимир Румянцев. - Двум операторам приходится делить между собой права на спортивные трансляции и показ фильмов. До слияния итальянских провайдеров 'домашние' футбольные матчи, например, 'Ромы' и 'Лацио' показывал Stream, а 'Милана', 'Ювентуса' и 'Интера' - Telepiu. Человеку, который хотел смотреть все, приходилось ставить две 'тарелки', покупать два приемника, платить две абонентские платы и при этом иметь кучу технических сложностей. То же самое происходило с кино: права на показ продукции одних студий принадлежали одной компании, других - второй".

По мнению экспертов, не стоит ожидать появления второй платформы и в России, несмотря на то, что восточная часть страны спутниковым телевидением не охвачена - сигнал НТВ-Плюс теряется между Омском и Новосибирском. Это объясняется, во-первых, тем, что на востоке страны немного городов с относительно высоким уровнем благосостояния населения, а во-вторых, у НТВ-Плюс "длинные" эксклюзивные контракты на спортивные трансляции и фильмы. Скорее всего, в будущем восток займет именно НТВ-Плюс, а в перспективе - и страны СНГ, где нет собственных операторов. Спутник, с которого можно вещать на восточную часть страны, есть на орбите - это "Бонум-1", с него раньше вещал НТВ-Плюс, сейчас российский оператор использует спутник Eutelsat W4.

Карта. Спутниковое вещание в мире


Схема. Путь телекартинки к зрителю


Зарина Хисамова
13.08.2003  Журнал Эксперт



Источник: http://www.sostav.ru/articles/2003/08/13/razv130803/
Категория: Борьба с пиратством. Спутниковое ТВ. | Добавил: dimarko22 (26.05.2011)
Просмотров: 578 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]